Прокуратуры РБ:

Разъяснения изменений в антикоррупционном законодательстве


26 Марта 2012

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры РФ является борьба с коррупцией.

Законом предусмотрены определенные обязанности, возложенные на муниципальных и государственных служащих, объем которых изменен в связи с изданием Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

В Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) внесены следующие важные изменения.

         Так, статья 5 Закона дополнена частью 4.1, в соответствии с которой правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать кадровые службы о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Установлены такие новые меры по профилактике коррупции как:

рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Невыполнение гражданином или лицом, замещающим должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Такая же ответственность предусмотрена за непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также если ранее ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, установленные статьей 12 Закона, распространялись при заключении им трудового договора, то теперь такие ограничения применяются и при выполнении на условиях гражданско-правового договора обязанностей в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей.

Новое для российского законодательства понятие «утрата доверия», установленное ст. 13.1 Закона предусматривает случаи, когда увольнение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, возможно в связи с утратой доверия.

Такими основаниями признаны:

1) непринятие лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществление лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождение лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


версия для печати